Полезные статьи

Мировая знаменитость Джемаль-эль-Фна

Марк Твен назвал Маврикий моделью рая.

Маврикий. Общие сведения

Маврикий. Экономика и политика

Маврикий. Столица

Государство Марокко

Марокканцы

Марокканские четки

Сюрпризы древнего Марокко

Марокко: утонченная эклектика интерьеров

К услугам туристов бывшая военная база за экватором.

Острова окольцованные любовью.

Руфии в чужие руки не даются.

Мальдивы: в гости к морским огурцам.

Что ждет туриста на Мальдивах.

Малайские близнецы

Обзор курортов Малайзии

Борнео, колыбель эволюции

Полезное:

Сначала трудно понять, почему это место так знаменито. Обыкновенная рыночная площадь. Большая. С видом на Кутубию -- мечеть с самым высоким и красивым минаретом Северной Африки. Спасибо Абд аль-Мумину из династии Альмохадов за заботу. В XII веке он, грозный завоеватель, построил Кутубию и распорядился нанизать на венчающий ее шпиль четыре золотых шара. С тех пор каждый может, найдя в небе золотые шары, самостоятельно выйти из лабиринта медины прямо на площадь Джемаль-эль-Фна.
Площадь эта обнесена оранжевым валом: сюда свозятся горы апельсинов. Из-за апельсиновых брустверов выглядывают торговцы, день и ночь предлагая свежевыдавленный сок (всего 2,5 дирхема за стакан -- около 20 центов).
Днем площадь пуста и огромна. Только расставленные как для просушки пожухлые зонтики и скорчившиеся в их куцей тени писцы, совершенно непохожие на людей из-за нелепых поз. Только иссушенные старики-водоносы в шляпах с бахромой нестерпимо светофорных цветов, с колокольчиками, курдюками с водой и больно блещущими медными чашками на ремнях через грудь. Они шаркают по площади кругами и предлагают туристам себя в качестве фотомоделей (разумеется, за деньги).
Но вечером, как только спадет зной, площадь становится тесной -- люди появляются как-то дружно и сразу.
Как тут бледнолицему туристу не остолбенеть.
Вот серьезный дядя в теле и шлепанцах принял эффектную коленно-локтевую позу и, сдвинув к носу глаза, что-то втолковывает посредством дудочки старой велосипедной шине. Похоже, материт. Велосипедная шина оживает и даже поднимает голову. Вы угадали, это змея. Не злая, хоть и некормленная, уставшая жить, она тем не менее пытается в буквальном смысле расти над собой, поднимая в воздух все новые сантиметры своего тела, и даже намекает, что она не просто змея, а настоящая кобра. Плохо намекает. Как ни надсаживается хозяин, реанимируя свое средство производства, обессиленная кобра вмиг теряет набранную высоту, шмякается оземь и вновь превращается в велосипедную шину.
Видя, что не все туристы разинули рот и кто-то уже расчехлил фотоаппарат, хозяин мигом организовывает кадр -- набрасывает велосипедную шину на близстоящую иностранную старушку. Мадам, наверное, и ожидать забыла от себя такого проворства. А велосипедная шина, даже больно брякнувшись о землю, так и остается велосипедной шиной.
Я никогда не встречала такой готовности -- до страсти -- позировать перед объективом. Предсказатели и предсказательницы, водоносы и поэты, певцы и танцоры, акробаты и целители, зубодеры и просто местные сумасшедшие с бубенцами, невероятными помпонами, невиданными музыкальными инструментами и орудиями для извлечения из них звуков -- все они принимают живописные позы, приглашая фотографировать. Это заработок. Реальные деньги.
"Дирхем! Один дирхем, мадам. За фото, мадам".
Я решила проявить характер и не давать дирхема.
Но меня догнали: "Мадам, вы забыли свои солнечные очки". Глаза гремящего бубенцами юноши светились лукавством. Мы прекрасно поняли друг друга. Пришлось расстаться с дирхемом.
И тут на меня поставили обезьяну. Тоже, должно быть, пур аржан, ради фото. Это неприятно, особенно после хаммама. Я чистая, обезьяна нет. Я не стала визжать. Я не стала прыгать, как недавняя французская старушка.
"А ну убери обезьяну. Быстро", -- по-русски тихо сказала я и глянула прямо в глаза хозяину. Тот прекрасно меня понял. Обезьяна исчезла.
А как вкусно пахнет Джемаль-эль-Фна по ночам! Какие только котлы, мангалы и жаровни не отдают ночи свои ароматы! Какие только душистые дымы не улетают к небесам! А небеса над Марракешем удивительные -- подсвеченная толща синего стекла, словно над тобою простирается не воздушный, а настоящий -- мокрый -- океан.
И самое удивительное -- удостовериться, что, как ни бедны эти люди на площади, все же веселятся они по-настоящему, для себя, а не за деньги для иностранных туристов. Туристы отбывают в казино, в отель "Ла Мамуния", на шоу в загородный клуб "У Али", где срежиссированы марокканские скачки, стрельба, танцы восточных гурий, или просто разбредаются по ресторанам, дискотекам, концертным площадкам. А Джемаль-эль-Фна, кипящая, гремит бубнами далеко за полночь.
Мне повезло. Всего с десяток шагов в сторону, один за стену, плотно закрываешь за собой дверь -- и... Кто сказал, что на свете существует Джемаль-эль-Фна?
Ничего такого нет. Чуть колышутся опахала банановых зарослей риада. Темное небо, подсвеченное красками Куинджи, над диваном веранды на крыше. Слуга в белых одеждах, неслышно скользящий по изразцам риада.
Что бы ни случилось, здесь можно сверять часы по невидимому муэдзину, призывающему на молитву. И, откуда ты ни вернешься, сколько бы ни отсутствовал, неизменный Абдирахам будет в лавочке, чтобы приветствовать тебя. Пока светит солнце, работает сук. Пока работает сук, он, Абдирахам, величина постоянная. Это ты переменная. Все это имеет отношение к вечности.
"Вот поэтому я здесь поселился", -- сказал мне Серж Барковский (мы познакомились в Марракеше) и включил "Вдоль по Питерской".
Этот человек путешествовал на верблюдах из Ирана в Афганистан и пешком по джунглям Бразилии. Сделал деньги, торгуя недвижимостью. День независимости России -- самый первый день провозглашенной свободы -- он встретил в Москве. Гражданин Канады Сергей Кириллович Барковский -- русский. Его предки -- Прохоровы, владельцы Трехгорной мануфактуры. Его родственники -- великий шахматист Алехин и знаменитый пианист Генрих Нейгауз.
Пять лет он честно, не жалея собственных сил и средств, пытался спасти Россию. Теперь у него русская жена -- бельгийка Валери. Действительно бельгийка, но большей патриотки России и российского, особенно российского искусства, вы не найдете.
Валери основала Фонд поддержки русских художников. Приглашенным художникам предлагается двухмесячное путешествие в Марокко за счет фонда. А сделанные в Марокко работы впоследствии составят картинную галерею (адрес MIA Foundation: Derb El Bahia, 65, Riad Zitoune Jdid, Marrakech-Medina; tel.: (2124) 42-73-50; fax: (2124) 42-72-90).
Пока старшие Барковские, Серж и Валери, приходят в себя от суеты русской жизни, Грегуар Барковский (по-нашему Григорий Сергеевич, сын -- ему 26 лет) развивает свой маленький, но русский бизнес. Он хозяин французской булочной в Москве, на улице Осипенко. Там вкусный хлеб. Я пробовала.
В настоящем марокканском доме настоящих Барковских мы слушали русскую музыку и ели настоящие марокканские яства, приготовленные настоящей марокканской кухаркой -- Фатимой Мутасса. Здесь все настоящее. И я попросила искусницу Фатиму поделиться с читателями своими рецептами -- она согласилась. (Читайте рубрику "Обед".

Смотрите также: